Чтобы не получилось «фото на паспорт», модель лучше не располагать чëтко по центру.
Если натура сидит в профиль или в три четверти, нужно оставлять больше места в направлении взгляда и меньше за затылком, так мы создаëм «пространство для взгляда».
Над головой много пустоты оставлять тоже нет смысла и зрителю всегда комфортнее, когда есть так называемый «вход в картину» (малоинформативная область в нижней части работы).
Не смотря на то, что люди отличаются друг от друга, есть общая пропорция, от которой стоит отталкиваться, если мы хотим сделать человека похожим на человека.
Первое и основное положение от которого мы отталкивается, это положение глаз.
Если лицо человека находится на уровне наших глаз и не присутствует сложный ракурс (запрокинутая или наклоненная голова), то глаза находятся на середине головы. Самая частая ошибка новичков - помещать их выше, так что лобной части и макушки сильно начинает не хватать.
Следующая пропорция заключается в равности величин: высота носа (до надбровных дуг) равна высоте лба и равна расстоянию от носа до кончика подбородка.
Также при изображении головы человека мы смотрим на то, чтобы слезник глаза находился на одной линии с крылом носа, а расстояние между глазами равнялось одному глазу, уголки рта располагаются отвесно под серединой каждого глаза.
Подобрать подходящий оттенок кожи в портрете - задача со звëздочкой. Первое, что приходит на ум - это взять охру и разбавить еë белилами в светах, может быть, подкрасить щечки красным. Но так получится только пластилиновая маска, а не живой человек. Что же делать?
Для начала следует осознать, что весь человек "разноцветный", то есть щека не будет иметь тот же оттенок цвета, что и лоб, бедро будет отличаться от икры, грудь от живота или спины. Это очень тонкие цветовые отношения, но поймать их обязательно нужно, чтобы получился настоящий человек.
Художники вывели раскладку лица по "цветовым зонам":
Аналогичное цветовое зонирование присутствует и в теле.
❝ Всякий портрет, написанный с любовью, – это, в сущности, портрет самого художника, а не того, кто ему позировал. Не его, а самого себя раскрывает на полотне художник.❞
(Оскар Уайльд).