май, 2025

Советы начинающим художникам
от преподавателей студии МАРГО

Совет №6: С чего начать и как не ошибиться
в первом учебном портрете?
В этой статье мы обсудим частые ошибки начинающих художников, разберем основные правила и лайфхаки для достижения лучшего результата.

Что нужно учесть?

КОМПОЗИЦИЯ

Чтобы не получилось «фото на паспорт», модель лучше не располагать чëтко по центру.


Если натура сидит в профиль или в три четверти, нужно оставлять больше места в направлении взгляда и меньше за затылком, так мы создаëм «пространство для взгляда».


Над головой много пустоты оставлять тоже нет смысла и зрителю всегда комфортнее, когда есть так называемый «вход в картину» (малоинформативная область в нижней части работы).

ПРОПОРЦИИ

Не смотря на то, что люди отличаются друг от друга, есть общая пропорция, от которой стоит отталкиваться, если мы хотим сделать человека похожим на человека.


Первое и основное положение от которого мы отталкивается, это положение глаз.


Если лицо человека находится на уровне наших глаз и не присутствует сложный ракурс (запрокинутая или наклоненная голова), то глаза находятся на середине головы. Самая частая ошибка новичков - помещать их выше, так что лобной части и макушки сильно начинает не хватать.


Следующая пропорция заключается в равности величин: высота носа (до надбровных дуг) равна высоте лба и равна расстоянию от носа до кончика подбородка.


Также при изображении головы человека мы смотрим на то, чтобы слезник глаза находился на одной линии с крылом носа, а расстояние между глазами равнялось одному глазу, уголки рта располагаются отвесно под серединой каждого глаза.

ЦВЕТ И ТОН

Подобрать подходящий оттенок кожи в портрете - задача со звëздочкой. Первое, что приходит на ум - это взять охру и разбавить еë белилами в светах, может быть, подкрасить щечки красным. Но так получится только пластилиновая маска, а не живой человек. Что же делать?


Для начала следует осознать, что весь человек "разноцветный", то есть щека не будет иметь тот же оттенок цвета, что и лоб, бедро будет отличаться от икры, грудь от живота или спины. Это очень тонкие цветовые отношения, но поймать их обязательно нужно, чтобы получился настоящий человек.

Художники вывели раскладку лица по "цветовым зонам":

  • Первая треть (лоб) относительно нейтральная зона без уклона в холодные или тëплые тона.
  • Средняя треть (щëки, уши, нос) - тëплая зона, их мы теплим и получаем здоровое лицо.
  • Нижняя треть - холодная, у мужчин чаще всего уходит в голубой из-за просвечивающей щетины, у женщин - в оливковый.

Аналогичное цветовое зонирование присутствует и в теле.




И помните - ваша работа не должна выглядеть "как на фотографии". Если человек будет срисовывать всё, что он видит, не анализируя и не зная законы пространственного восприятия, изображение будет плоским, даже, если автор отрисует каждую пору и ресничку, ощущение кругового объема головы не появится. То же самое с натюрмортом, если предметы первого, второго и третьего плана изобразить с одинаковой резкостью, глубины пространства не будет.

Опытный художник понимает, что человеческое зрение даëт определённую погрешность и эту погрешность ни в коем случае нельзя переносить в работу.

Таким образом, натура проходит через процесс осмысления, улучшения и творческой переработки, что гораздо ценнее, фотографического сходства!




❝ Всякий портрет, написанный с любовью, – это, в сущности, портрет самого художника, а не того, кто ему позировал. Не его, а самого себя раскрывает на полотне художник.❞

(Оскар Уайльд).

В качестве примеров представлены работы художников Цзинь Шаньи и Николая Фешина
СТАТЬИ
Подборка статей, которые рекомендуем прочитать:
Почему арт-вечеринка — это лучший формат праздника для общения с друзьями?
Арт-вечеринка — это новый тренд для организации праздников под ключ, объединяющий искусство, расслабление и досуг. Популярностью этот формат пользуется как за рубежом, так и в России, а особенно в Москве.
Отметить день рождения, провести корпоратив с коллегами, организовать 8 марта как арт-девичник или необычный вечер рисования может каждый.